о нас
Далекие 90-е
В России бизнес с тридцатилетней историей скорее исключение, чем правило.

Компания «Вологодские сувениры» образовалась в далеком 1993 году на обломках советской торговли моей мамой Галиной Григорьевной Марковой. В тот момент, еще учась в школе, я видела лишь красоту кружева, росписей, серебра и финифти и родителей, судорожно собирающих какие то бумажки (приватизационные чеки по видимому).

Мама спасала дело своей жизни, которому уготовано было развалиться…

В тот момент, любовь и сила, сложившаяся воедино в маленькой хрупкой женщине, сохранила магазин «Вологодские сувениры», которому на долгие годы предстояло стать лицом города - лицом местных промыслов, сувениров и традиций.

После развала Советского союза и жутчайшего дефицита всего и сверхскоростного обесценивания денег, промыслы, по сути не нужные в тот момент никому, смотались с прилавков.

Выдержка из книги жалоб и предложений : «…Возмущены продажей товаров. За 40 минут продали весь товар. Дефицит давали по несколько комплектов в одни руки. Просим навести порядок в магазине…»

Однажды, решив зайти после школы к маме на работу, я не смогла протиснуться сквозь очередь. На мои слова « Мне к маме…», строгие люди отвечали «Девочка! Очередь начинается там..»

Видимо, чтобы иметь право заходить в Сувениры без очереди, я начала работать там с 13 лет.
Основатель Торгового Дома «Вологодские сувениры» Галина Маркова
Фантастические 2000-е
Родив в 2000м году сына, уже через несколько месяцев я вышла на работу. Ибо это было время, когда у людей появились деньги, а огромного количества китайского ширпотреба и торговых сетей еще не было. Правда не было ещё и понятия внутренний туризм, а интерес к промыслам, тем более вологодским, полностью исчез.

Нужно было спасать компанию и искать «импортный» ассортимент. Ничего не оставалось делать, как слать сына бабушке, купить билет на поезд и поехать в Москву…

Интернет площадок, да и, попросту, сайтов тогда ещё не было. Где искать поставщиков? Приходилось искать глазами и ногами.

Тогда я нашла одну компанию, которая только начинала работать с Китаем. Она располагалась на территории какого то заброшенного завода, отапливалась буржуйкой, но продавала красивейший китайский фарфор, сувениры по немыслимо дешевым ценам.

Так родилась, одна из самых известных рекламных кампаний Вологды.. «Вологодские сувениры- подарки со всего мира».

На тех китайских сувенирах мы спасли компанию, сделали ремонт фасада, обновили мебель. А московская компания стала крупнейшей российской компанией, с огромным офисов и логистикой по всей стране.
Молодое поколение, 2004 г
2008 год и зарождение внутреннего туризма
Видимо кризис 2008 года, показав нашу зависимость от доллара, что то перевернул в сознании наших людей и началась эпоха развития внутреннего туризма.

К этому времени китайский товар Асад массово заполнять рынок. Это уже были не первые, достаточно качественные изделия, а действительно дешевый ширпотреб.

Мы начали возвращение к промыслам, постепенно сводя на нет китайскую продукцию в магазине. Вологодский лён, вологодское кружево, вологодское масло, финифть, Северная чернь, керамика… то, что снова радовало нас и радовало многочисленных гостей города.

Это было прекрасное десятилетие для Вологды, Вологодского туризма и Вологодских сувениров.
Презентация магазина для СМИ и туристических фирм, 2009 г.
Год 2020
Март 2020 года. Сочи. Мы только что отметили 20-летие сына, когда сообщили, что все бизнесы придется закрыть…

Наступила пандемия.

Я очень завидую людям, которые умеют создавать денежные подушки безопасности. Мы же, не только не храним, но и используем заемные средства, как было и в тот год. В 2019 году мы открыли магазин Berestahome на Старом Арбате в Москве..

Говорить о том, как было тяжело нам смысла нет, тяжело было всем.
И, однажды, нервы дрогнули…

Я приняла решение выставить компанию на продажу. Оставив операционное управление на сына, я уехала в Сочи без желания возвращаться. Каждый день я лишь ждала звонка- Мы готовы купить вашу компанию.

Но южное солнце жгло, душа болела, а в стране началась СВО…

И когда многие побежали из страны, я собрала чемоданы и побежала домой в Вологду со словами «Наше время пришло..»
Получение диплома победителя в номинации Лучший магазин России, 2021 г
Наше время
Вернувшись в Вологду, я огляделась на местности..

Далеко не все компании-партнеры пережили пандемию. Кто-то закрылся, кто-то снизил ассортимент продукции, все подняли цены, увеличили сроки изготовления заказов и перешли на предоплату. Посмотрев в это «окно возможностей», я взяла большой кредит под здание, продала один непрофильный бизнес и сделала полное обновление компании.

Правильный ли это был шаг, покажет время, которое в корне изменило многое. Не изменив лишь нашей любви к своему делу.

А потому, история продолжается, но это будет уже другая история…
Сюжет для программы Доброе утро Первый канал, 2024 г.
Совместный проект с Губернаторским колледжем народных промыслов по росписи резных палисадов, 2018 г.
Офис туристической информации VisitVologda спонсируемый компанией, 2010-2020 г.
Дизайнер Виктория Андреянова в ВС, 2017 г.
Открытие магазина на Арбате 2019 год
Читать Наталью в Telegram

@tikhomirovanataliavologda
Руководитель проекта
Тихомирова Наталья Сергеевна
Упоминания в СМИ